Год за годом мошенничеств становится больше. Значительно больше. Так, в 2019 году «телефонные» аферистами похитили у жителей Приангарья, свыше 120 миллионов рублей. В 2016 году эта сумма была вдвое меньше, а каких-то 20 лет назад таких преступлений вовсе не существовало – они появились вместе с доступностью Интернета, мобильной связи и ростом числа безналичных операций. Каждый день в полицию в нашем регионе поступает от 3 до 15 сообщений о преступлениях подобного рода.
Обмануть могут любого. В год мошенники обманывают несколько тысяч жителей Иркутской области. Возраст пострадавших от 12 до 90 лет. Это люди самого разного социального статуса и рода занятий: пенсионеры и бизнесмены, студенты и их преподаватели, предприниматели и домохозяйки, рабочие и госслужащие... Имеются факты, когда один и тот же человек становился жертвой мошенника трижды.
Злоумышленники готовятся к своим аферам: они могут обратиться к вам по имени и отчеству, назвать ваш возраст или другие данные – это располагает к себе, а в современном мире заполучить такие сведения не сложно. Их речь может имитировать манеру общения тех людей, за кого мошенник себя выдает. В диалоге они создают ситуацию, в которой действовать нужно здесь и сейчас.
Жертвами мошенников становятся не глупые люди, жертвами мошенников становятся люди, подверженные влиянию. А все мы без исключения в той или иной степени подвержены влиянию и любой из нас потенциально может стать жертвой мошенника.
Основные намерения мошенника: под любым предлогом уговорить вас перевести ему ваши деньги, либо предоставить ему доступ к сбережениям: картам, счетам, онлайн-кабинету банка и т.д.
Аферисты постоянно совершенствуют способы обмана и придумывают новые. Но наиболее распространенными остаются три типовых схемы:
- Получение предоплаты либо доступа к счету гражданина при купле-продаже товаров (услуг) в сети Интернет;
- Звонки или СМС-сообщения от «службы безопасности банка»;
- Сообщения либо звонки о происшествиях с родственниками, плохих медицинских анализах, компенсациях за различные покупки (услуги), дополнительных выплатах, выигрыши в лотерею и т.д.
Как предотвратить:
- Не отправлять задаток незнакомым людям. У вас никогда не будет возможности проверить, существует ли выставленный в интернет-объявлении товар в реальности и насколько честен его продавец. Покупателям можно сообщать только номер карты или номер телефона – этого достаточно, чтобы совершить перевод. Все остальные данные нужны только мошенникам.
- При поступлении подозрительных СМС от имени банка не перезванивать по указанным в нем номерам. Если вам позвонили «работники банка» и просят назвать данные вашей карты, совершить действия со счетом, терминалом, в «личном кабинете» на сайте банка, или установить программу на свое устройство – не продолжайте разговор. Даже если телефон показывает, что звонок происходит с телефона горячей линии банка - технически замаскировать любой номер для злоумышленников не составляет большого труда. Повесьте трубку и вручную наберите номер банка, указанную на оборотной стороне карты.
- Критически относитесь к сообщениям о любом внезапном выигрыше или якобы положенной выплате. Скорее всего, это «наживка», пообещав которую мошенники постараются заполучить ваши деньги.
Помните, пока вы ничего не предпринимаете - вы защищены. Не принимайте поспешных решений. Перед любым действием советуйтесь с близкими для вас людьми – возможно они отговорят вас от рискованного поступка.
Если с вашей банковской карты вдруг списали деньги:
– Как можно скорее позвоните в банк (номер есть на обороте карты), сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту.
– Обратитесь в отделение банка и попросите выписку по счету. Напишите заявление о несогласии с операцией. Сохраните экземпляр заявления с отметкой банка о приеме.
– Обратитесь в правоохранительные органы с заявлением о хищении.
Настоятельно рекомендуем вам рассказать эту информацию всем своим близким и знакомым, предупредить их об опасности мошеннических действий.
Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться в полицию по телефону 02 (с мобильного 102).